hirano rss
Вампиры в мифологии стран мира. Часть 1.



АВСТРАЛИЯ

Вампиры не занимали значительного места в фольклоре Австралии. Однако в культуре аборигенов существовало вампирическое существо йара-ла-йаха-ху. Оно имело вид маленького красного человека, приблизительно четырех футов росту, с необыкновенно крупной головой и ртом. У него не было зубов, и он просто проглатывал пищу целиком. Кончики пальцев на ногах и руках имели форму присосок, как у осьминога.

Йарама-йаха-ху жил на верхушках больших фиговых деревьев. Он не охотился, а поджидал, пока ничего не подозревающая жертва не станет искать укрытия под кроной дерева, и тогда падал на нес. Рассказ о йара-ма-йаха-ху передавался детям, чтобы предостеречь их от побегов из племени, а также как угроза для непослушных детей.

Когда человек располагался под деревом, пара ма йаха-ху мог спрыгнуть на него, присосаться своими руками и ногами к его телу и тянуть из него кровь до тех пор, пока человек не становился слабым и беспомощным, но редко до такой степени (по крайней мере, сначала), чтобы вызвать смерть жертвы. Существо могло позже вернуться и проглотить свой завтрак, оно запивало его водой и погружалось в сон. Когда оно пробуждалось, непереваренная часть еды отрыгивалась. Согласно этой истории, человек, которого отрыгнуло это существо, был все еще жив и детям предлагалось не оказывать сопротивления, если с ними произойдет такое несчастье — встреча с йара-ма-йаха-ху. Их шансы выжить повышаются, если они позволят ему себя проглотить.

Люди могли быть схвачены неоднократно. Каждый раз они делаются все меньше и меньше, пока не достигают размера самого пара ма-йаха- ху. Сначала их кожа делается очень гладкой, а потом по всему телу начинают расти волосы. Постепенно они превращаются в одно из мифических пушистых существ, населяющих лес.

Англия и Великобритания

Великобритания состоит из Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Ни одна из этих стран не является родиной вампиров, но они внесли значительный вклад в развитие литературного вампира. Наследие вампира в Англии в основном ограничено сообщениями, содержащимися в двух трудах, которые были написаны в конце XII века и описывали вампирические существа. Например, среди нескольких записей в работе Уолтера Мэпа «De Nagis Curialium» (1190 г. н.э.) была история о рыцаре и его жене. Она родила сына, по на следующее утро после рождения ребенок был найден мертвым с перерезанным горлом. Точно такая же судьба ждала и второго и третьего ребенка, несмотря на все предосторожности. Когда родился четвертый ребенок был собран весь дом, чтобы охранять его. В доме был и чужеземец, который тоже принимал участие в бдении. С приближением ночи он заметил, что все обитатели дома уснули, а к колыбели подошла женщина солидного вида и наклонилась над ней. Он схватил ее прежде, чем она смогла причинить ребенку вред (женщина оказалась состоятельной горожанкой). Эта горожанка была вызвана в суд и было видно, что женщина, схваченная у колыбели, приняла ее вид. Та, которую поймали, была объявлена демоном. Вырвавшись из рук своей стражи, она улетала с громким криком.
Вильям из Ньюбурга завершил свои «Хроники» в 1196 году. В его пятой книге среди рассказов, был, например, один «О чрезвычайном происшествии, когда мертвый человек бродил вокруг своей могилы». Несколькими годами ранее, в Бэкингэмшире, на следующий день после своих похорон муж появился в спальне своей жены. После того, как он вернулся и на вторую ночь, она рассказала о его визитах соседям. На третью ночь несколько человек остались с ней, и когда он появился, они отогнали его. Затем он возвращался к своим братьям, а после того, как его прогнали, начал беспокоить животных. Город был перепуган его внезапными появлениями в различное время дня и ночи. Жители посоветовались с местным священником, который сообщил о происходящем епископу Лондона. Епископ сначала решил сжечь тело, но, подумав еще, посоветовал эксгумировать тело и наложить на него «картлярию епископского прощения». После этого тело вновь должно было быть предано земле. Жители выполнили эти указания. Тело было в том же состоянии, что и в день погребения. Однако, начиная с этого дня, он больше никого не беспокоил. Вильям из Ньюбурга также сообщал и о более знаменитых делах: о вампирах из аббатства Мелроуз и замка Алнвик.
Оба рассказа, и Мэпа и Вильяма Ньюбургского (приведенные полностью в работах как Монтегю Саммерса, так и Дональда Глата), содержали множество элементов классических рассказов о вампирах из Восточной Европы, но в каждом из них отсутствовал важный элемент - упоминание о питье крови. Однако их достаточно, чтобы проиллюстрировать, каким образом сказки о вампирах перерастали в нечто большее - во взаимодействие с вновь вернувшимися — и то, как люди из разных частей Европы использовали одни и те же приемы, чтобы справиться с этой проблемой.
В Шотландии можно найти несколько других традиционных вампирических фигур. Баоббан сит, например, как известно, обычно появлялся как ворон или ворона, но чаще в образе молодой девушки, одетой в зеленые одежды, скрывавшие ее оленьи копыта. Катерин Бриггс рассказывала одну из самых знаменитых историй о баоббан сите (впервые опубликованная К. М. Робертсоном) — о его встрече с четырьмя незадачливыми мужчинами. Четыре охотника стали лагерем на ночь. Они развлекались, танцевали и пели. Когда они танцевали, к ним присоединились четыре девушки, привлеченные звуками музыки. Один из мужчин пел, а трое других танцевали. Певец обратил внимание, что у всех его приятелей кровь на шеях и на рубашках. Перепуганный, он бросился бежать в лес, а за ним побежала одна из женщин. Наконец, он нашел убежище среди лошадей, к которым, по какой-то причине, женщина не подошла. На следующее утро он нашел своих товарищей - охотников мертвыми и без капли крови.
Красный колпак (редкэп) был злобным духом, который селился в заброшенных замках и других местах, где было совершено насилие. Если кто-то засыпал в том месте, где обитал красный колпак, то тот пытался намочить свой колпак в человеческой крови. Он не был настолько зловещим, как другие, и его можно было отогнать при помощи слова Библии или креста.
На протяжении веков эти верования постепенно умирали, Если бы подобные верования, широко распространенные в XII веке, дожили до наших дней, то можно было бы ожидать каких-то упоминаний о них, например, в записях множества процессов против ведьм, но таких записей нет. В XVII веке из Восточной Европы были получены первые сообщения о вампирах. Создавалось впечатление, что речь идет о каком-то новом явлении, характерном только для континента. В то же время, когда известие о славянском вампире дошло до Англии, стали известны и два значительных дела о нападении вампиров. Первый — вампир Кроглин Грейнджа. О нем впервые было сообщено в 90-е годы прошлого века. А более позднее сообщение — о вампире со знаменитого кладбища Хайгейт в Лондоне — относится к 60—70-м годам нашего столетия.
Современный вампир. Термин «вампир», оказывается, начал вводиться в английский язык в 1741 году. Он оказался в примечании к книге с названием «Наблюдения о революции 1688 года», которая хотя и была написана в 1688 году, но была опубликована лишь спустя 60 лет. Интересно, что в этой книге термин «вампир» не относился к кровососущему существу — в этой книге он использовался метафорически, в политическом смысле, безо всяких объяснений, как будто этот термин был прекрасно известен. Автор писал:
Действительно, наши купцы приносят стране деньги, но надо сказать, что есть среди нас и другая Категория Людей, которая обладает великой Ловкостью рассылать их в иностранные государства безо всякого возврата, что подрывает Прилежание Торговца. Они, эти люди, - Вампиры Общества и Расточители Королевства.
Фактически несколькими годами ранее, в 1679 году, книга Поля Рикаута (или Райкаута) «Греческое государство и армянские церкви» описывала существование...
... притворившегося демона, который получает наслаждение от питья человеческой крови и который оживляет тела мертвых, и которые, когда их выкапывают, говорят, полны крови и неувядши.
Более важное упоминание вампиров, которое не только использовало этот термин, но и очень подробно описывало встречу с ними, появилось в публикации 1810 года «Путешествия трех английских джентльменов от Венеции до Гамбурга, которое является великим путешествием по Германии в году 1734». Автор — герцог из Оксфорда - предложил первое серьезное объяснение термина на английском. В то время, когда эта книга была написана, Германия была охвачена великими дебатами о вампире, которые были следствием вампирических эпидемий, охвативших всю Венгерскую империю. Хотя книга «Путешествия трех английских джентльменов» была написана в 1734 году, она оставалась неопубликованной в течение многих десятилетий. Тем временем трактат Дома Августина Кальме 1746 года о появлении демонов и вампиров был переведен на английский язык и опубликован в 1759 году. Как книга Кальме, так и герцога из Оксфорда сообщили о развитии литературного вампира в Англии.
Вампир в английской литературе. Современные представления о вампирах в Англии сложились не столько из народных традиций, сколько из литературы XIX века на эту тему. Хотя происхождение «литературного вампира» следует искать в Германии, британские поэты быстро освоили эту тему. Сэмюэль Тейлор Колридж, Роберт Саути и Джон Стэгг были среди тех писателей, которые оказались под влиянием таких популярных переводов, сделанных сэром Вальтером Скоттом, как, например, «Ленора» Готфрида Августа Бюргера. То1да, в 1819 году, Джон Полидори из-за своих противоречивых отношений с Байроном начал легенду о вампире своим крошечным рассказом «Вампир». Рассказ Полидори об аристократическом вампире, который охотился за женщинами Европы, был основан па коротком сюжете, написанном лордом Байроном в 1816 году, хогя,надо отметить, что история Полидори развила этот cюжет d совершенно. другом направлении. Более важным, чем вклад Байрона в сюжет рассказа, было то, что первая публикация была под ее именем. Из-за привязанности к имени, рассказ был высоко оценен, как великая работа, и сгал основой для создания целого поколения драматических постановок в Париже и немецкой оперы о вампире. В 1820 году он был поставлен на лондонской сцене Джеймсом Робинсоном Планши.
На протяжении XIX века были написаны самые знаменитые и влиятельные истории о вампире. Используя идеи, введенные Полидори, Джеймс Малькольм Раимер написал «Варни-вампира» — одну из наиболее успешных публикаций, которые выходили глава за главой как недельный сериал Этот очень успешный рассказ содержал 220 глав и соперничал с рассказом Полидори до конца столетия
За «Варни-вампиром» последовал ряд небольших художественных произведений Собранные в один том, они бы могли составить весьма внушительную работу по литературе о вампирах и включали бы работу Уильяма Гилберта «Последние хозяева Гордонала» (1867), весьма влиятельную работу Шеридана Ле фэию «Кармилла» (1872), два рассказа Филиппа Робинсона — «Дерево-людоед» (1881) и «Последний из вампиров» (1892), Анны Кроуфорд «Тайна Кампашы» (1887), Г. Д Уэллса «Цветение странной орхидеи» (1894) и Мэри-Элизабет Брэддон «Добрая леди Дукейн» (1896). Все эти работы стоят за одной самой влиятельной и знаменитой литературной работой о вампире всех времен - романом Брэма Стокера «Дракула», напечатанном в Лондоне в 1897 году.
Более чем какая-либо другая работа, «Дракула» создал современный образ вампира и подарил это понятие англо-говорящей аудитории по всему миру. Персонаж Дракулы стал синонимом вампира во многих oтношениях и можно говорить о современных вампирах как, в основном, о вариантах персонажа Стокера. Он положил начало концепции вампира, как до некоторой степени прирученного монстра, способного тайно проникнуть в человеческое общество Вдохновленные Стокером писатели художественной литературы в течение века будут развивать бесчисленные вампирические идеи в тех направлениях, на которые Стокер только намекнул. Дракула теперь стоит рядом с Шерлоком Холмсом, как отдельный, наиболее популярный персонаж в английской литературе и на экране.
Дракула был привнесен на сцену в 1924 году Гамильтоном Дином Пьеса пользовалась огромным успехом при жизни Дина, но редко ставилась в последние годы. Более важно то, что пьеса Дина была сильно пересмотрена Джоном Л. Балдерстоном для показа на американской сцене в 1927 году. Переделанная версия Балдерстопа была опубликована издательским домом Американской драмы и часто ставилась в течение многих лет. Она была основой для трех постановок «Юниверсэл Пикчсрз» - «Дракула» (1931) с Бела Лугоши, испанская версия (также снята в 1931 году) и версия 1979 года с франком Лапгелла в главной роли Версия Лапгелла стала результатом возрождения на Бродвее пьесы Балдсрстона в 1977 году Англия была родиной «Хаммер Филмз», которая в течение 20 лет, начиная с середины 50-х годов, поставила множество фильмом ужасов в целом, и о вампире в частности, которые определили всю эпоху производства фильмов ужасов. Оригинальные постановки «Хаммер» о вампирах начались с «Проклятия Франкенштейна» (1957) и «Ужаса Дракугы» (1958) и были знамениты своими показами в цвете, а также введением персонажа вампира с клыками, который кусал свои жертвы прямо на экране Эти постановки «Ханмер» сделали звездами Кристофера Ли, который последовал за Бела Лугоши и Джоном Каррадайном, как один из самых запоминающихся Дракул, и Питера Кашиига, как вечно присутствующую «немезиду» Дракулы — Абрахама Ван Хельсиша. Они дали толчок новой волне вампирических фильмов в Европе и Америке. С кончиной «Хаммер» в середине 70-х годов британское лидерство в постановке фильмов о вампирах перешло к США.
Современный английский вампир. Великобритания явилась неотъемлемой частью нынешнего возрождения интереса к вампирам. Здесь сейчас появился целый ряд обществ поклонников вампиров. «Общество Дракулы», созданное в 1973 году — одно из старейших, а «Общество вампира», возглавляемое Каролой Боханнан, возможно, самое крупное. Существуют также — «Общество вампира» (Гиттенс) и «Гильдия вампира» Самым оригинальным является «Общество исследования вампира», возглавляемое Сином Манчестером, презрительно относящееся к вампирам
Британские авторы внесли свою лепту в новую литературу о вампире. Наиболее значительный вклад сделали Брайан Лимли, Барбара Хамбли, Танит Ли и Ким Ньюман. В Великобритании также зародилась готическая музыка, которую теперь поддерживает «Готическое общество».


АРМЕНИЯ

Армения — древняя страна, расположенная между Турцией и Россией. Это первая страна, которая сделала христианство государственной религией. Армянская церковь подобна Восточным ортодоксальным церквям, но она не следовала развитию ортодоксальной теологии с пятого по седьмое столетие. Позже, в XIX веке, Армения неоднократно подвергалась резне со стороны турецких солдат. Большую часть XX века эта страна была частью Советского Союза. После его распада в начале 90-х годов обрела суверенитет.
О вампиризме в Армении написано мало. В истории вампиризма она занимает место благодаря записи, датированной 1854 годом, сделанной бароном Августом фон Хакстаузеном, о чем упоминал Монтегю Самиерс. Фон Хакстаузен побывал на горе Арарат на Кавказе. Согласно местной легенде там жил вампир Даханавар, который защищал долины этой области от вторжения. Он нападал на путешественников по ночам и высасывал их кровь из стоп. Его перехитрили два человека, которые были наслышаны о привычках вампира и спали, положив ноги друг другу под головы. Вампир пришел в недоумение, встретив это странное существо, у которого, казалось, было две головы и не было ног. Он убежал и больше о нем никто никогда не слышал.