hirano rss
Вампиры в мифологии стран мира. Часть 2.

АФРИКА

Не замечено, чтобы вера в вампиров играла значительную роль в сложной мифологии африканских народов. Монтегю Саммсрс в своем обзоре 1920 года о вампиризме в мире не смог найти более двух примеров: асасибонсам и обайфо. Со времен Саммерса мало кто занимался исследованием вампиризма в африканских верованиях.
Обайфо, неизвестное Саммерсу имя, данное народностью ашанти западноафриканскому вампиру, который вновь появлялся под подобными же именами в мифологии большинства соседних племен. Например, среди дагмейцев вампир был известен как асиман. Обайфо была колдуньей, которая тайно проживала в общине. Процесс превращения в колдунью был постепенным и обусловлен генетически. Невозможно было определить, кто может оказаться колдуньей. Тайно колдунья могла покинуть тело и путешествовать в ночи как раскаленный шар света. Колдуньи нападали на людей, особенно на детей, и высасывали их кровь. Они также обладали способностью высасывать сок из фруктов и овощей.
Асасабонсам — вид вампирического чудовища, обнаруженный в фольклоре народности ашанти из Ганы, западная Африка. В кратком описании, данном Р. Сузерлэд Рэтрей, асасабонсам напоминает по своему облику гуманоида и отличается набором железных зубов. Живет в чаще леса и встречается редко. Сидит на верхушках деревьев, свесив ноги и использует свои крючкообразные стопы для ловли тех, кто проходит мимо.
Работая среди племен дельты реки Нигер, Артур Глеи Леонард обнаружил легенду о том, что колдуньи оставляют свои дома но ночам для встреч с демонами, на этих встречах и подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей. Умерщвление осуществлялось «постепенным высасыванием крови жертвы какими-то невидимыми сверхъестественными средствами, воздействие которых на жертву было незаметно для окружающих». Среди народности ибо было поверие, что процесс высасывания крови происходит настолько умело, что жертва чувствует боль, но не может установить физическую причину этого, даже на грани фатального исхода. Леонард верил, что колдовство было в действительности утонченной системой отравления (такое же колдовство имело место в средневековой Европе).
П. Амори Тальбо, работая среди племен в Нигерии, обнаружил весьма распространенное влияние колдовства, а самой ужасной силой, приписываемой колдунам, было высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.
Среди народа якё в Нигерии Дэрилл Фордэ обнаружил, что согласно верованию покинувшие тело ведьмы нападают на людей во время сна. Они могут высасывать их кровь, а результатом таких нападений являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкьюбасы/саккьюбасы, ложась на людей и душа их.
Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний приписывал свои недомогания колдовству, и всякий, кто был обвинен в нем, был сурово судим различными судами и приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения в основном являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте пост-менопаузы. Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Мэлвилл Херсковиц и его жена Франс Херсковиц смогли найти след ведьмы/вампира, чье существование признавалось большинством западноафриканских пленен. Подобные же вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару - на Гаити, асема - в Суринаме и сукуян - в Тринидаде. Эти три вампира фактически идентичны, хотя были обнаружены в различных колониях: французской, голландской и английской. Обнаруженные у африканских народов представления о вампирах кажутся очевидным доказательством того, что общий исток мифологии о вампирах исходит из Африки. Эти знания были привнесены в западную культуру завозимыми рабами и укрепились за долгие десятилетия существования рабства.
Не так давно Джон Л. Веллутини, редактор «Журнала вампирологии» решительно взялся за исследование всего многообразия вампирологии в Африке. Результаты его открытий были суммированы в двух обширных статьях. Как и предварившие его исследователи, Веллутини не обнаружил в Африке вампиризм в буквальном его понимании. Однако он доказывал, что под поверхностью африканских верований в колдовство, можно обнаружить много материальных аналогов восточноевропейскому или славянскому вампиру. В африканской культуре ведьмы рассматриваются как могущественные существа, наделенные множеством способностей, включая способность к трансформации в различные животные формы. Используя свою силу, они занимаются каннибализмом, а также поеданием трупов и вампиризмом. Эти действия обычно завершают акты психического вампиризма, а не физического насилия. Например, Томас Винтерботтом, работая в Сьерра-Леоне в 60-е годы, отмечал:
«Предполагается, что человек, убитый посредством колдовства, умирает либо от яда, подмешанного или введенного ему ведьмой, или же последняя, принимая облик какого-то животного - кошки, крысы - ночью высасывает кровь из маленькой, неприметной ранки, из-за чего возникает затяжная болезнь или смерть». Таким же образом колдунья народности ашанти - обанфо - пила кровь детей, вылетая по ночам в своем духовном теле. Среди народности га, М. Д. Филд узнал, что ведьмы собирались вокруг бэйси, определенного вида горшка, в котором находилась кровь их жертв, хотя если бы кто-то посмотрел в него, он увидел бы лишь воду. Фактически считалось, что эта жидкость содержит жизненную силу, которую они забрали у своих жертв.
Подозреваемые в колдовстве люди подвергались испытаниям, а при установлении виновности — казни. Способы испытаний, принятые некоторыми племенами, обнаруживают удивительное сходство с подобными же методами, применяемыми для обнаружения вампиров в Восточной Европе. Например, в одном племени казнь начиналась с того, что язык приговоренного вытаскивался и пришпиливался к подбородку колючкой (таким образом карающие защищались от последнего проклятия). Затем ведьму убивали: либо протыкая заостренным колом, либо сажая на кол. В некоторых случаях голову отделяли от тела, а тело сжигали или оставляли в лесу на растерзание хищникам.
Еще одна аналогия с практикой европейского колдовства обнаружена в способах идентификации покойного лица в качестве колдуна. Тело обвиняемого в колдовстве выкапывается из земли и исследуется на наличие следов крови вокруг, тление и ненормальное вздутие тела. Могила истинной ведьмы непременно бы имела отверстие в земле, которое бы вело от тела к поверхности и которое ведьма могла бы использовать, чтобы выйти из земли в виде летучей мыши, крысы или другого маленького животного. Считалось, что ведьма может продолжать действовать и после своей смерти, а тело останется таким же, каким было в момент смерти. При разрушении тела дух не мог продолжать колдовство.
Ведьмы также обладали силой поднимать мертвых и ловить дух покойного, которого впоследствии превращали в привидение, тревожащее родственников покойного. Также широко распространено в Западной Африке верование в изитфунтелу (известную под другими именами у других народов) — выкопанное из могилы тело, превращенное в раба ведьмы, выполняющего ее приказания. По сведениям, ведьма отрезала этому созданию язык, а в голову вкручивала колышек, вследствие чего оно становилось чем-то вроде зомби. Изитфунтела подобным же образом нападала на людей, гипнотизировала их, а затем вбивала в их головы гвоздь.
Веллутини пришел к выводу, что африканцы разделяют веру европейцев в существование определенного класса существ, над которыми не властна смерть и которые получают из могилы зловещую энергию. Как и европейские, африканские вампиры также часто происходили от людей умерших, проживших неправедную жизнь или совершивших самоубийство. В отличие от литературных вампиров, африканские вампиры были просто обыкновенными людьми, как и вампиры Восточной Европы.
Веллутини полагал, что африканские верования в колдунов и колдовство могли распространиться на весь мир,хотя антропологи и этнологи не сталкивались с такими верованиями непосредственно до XIX иска. Но, безусловно, ответ на этот вопрос может быть найден только при исчерпывающем исследовании и сопоставлении фактов различных теорий, например, предложенной Дсвендрой П. Вармой концепции , азиатского происхождения верований в вампиров.


БОЛГАРИЯ

Болгария — одно из самых древнейших мест поселения славян. Она находится к югу от Румынии и лежит между Черным морем и Македонией. В VII веке нашей эры болгарские племена прибыли на территорию современной Болгарии и установили военное правление над славянскими племенами этого региона. Болгары представляли лишь небольшую популяцию и, в конечном итоге, приняли славянский язык.
Христианство распространялось силой среди болгар в IX веке, когда папа Николае I (858—867) потребовал юрисдикции над землями бывшей румынской провинции Иллирикии. Он направил в Болгарию миссионеров и привел ее под власть Рима. Болгарский правитель Борис Михаил был крещен в 865 году, и страна официально приняла христианство. Папа направил в Болгарию епископов, но не назначил архиепископа и патриарха, вынуждая Бориса искать союзничества в восточной церкви в Константинополе. Славянский ритуал церковной службы был принят церковью в то время и сохранился по сегодняшний день.
Несмотря на многостороннее влияние Византии, в Болгарии возникла мая соперничающая религиозная группа — богомилы. Богомилы произошли непосредственно от более старого течения навликиан, которое своими корнями уходило в дуалистическое манихейство Павликиад перебрались в Болгарию из Малой Азии Боюмилы были уверены, что мир был создан отвергнутым сыном Богa, Сатанаэлом. В то время земные тела людей были сотворены Сатанаэлом, души их пришли от Бога. Церковь смотрела на зго как на возрождение старой гностической ереси Перковски неоднократно доказывал, что именно в конфликте богомиловских идей, выживающего язычества и возникающего христианства созрела, развилась и развернулась мысль о вампире Однако его аргумент нельзя признать полностью убедительным, поскольку идея вампиризма возникла также и в других, свободных от богомильства, странах. Когда в 1054 году христианская церковь раскололась, болгары приняли православие Константинополя Болгары получили независимость в конце XII века, но в 1396 году были порабощены Оттоманской империей. В 1878 юду, когда турецкое управление было ограничено Берлинским конгрессом, Болгария освободилась от оттоманского правления, но независимое гь пришла голько в 1908 году.
Вампир в Болгарии. Болгарские названия вампира, разновидности славянского вампира, возникли от исконно славянского опури / опири.
Современные варианты этого определения звучат как випир, вепир, или вапир, или же более обычное — вампир, заимствованное из русского. Современный образ вампира в Болгарии формировался более семи веков. Обычно болгарский вампир ассоциировался со смертью и погребением, а его возникновение было обличено в очень изысканный миф и ритуал, сопровождающий смерть В основе этого мифа лежало верование в то, что души умерших сразу после смерти отправляются в дорогу. Ведомые своим ангелом-хранителем, они путешествуют по всем местам, которые посещали при жизни. В конце этого пути, который происходит на 40-й день после смерти, дух переходит в другую жизнь. Однако, если погребальный обряд был неверно исполнен, мертвый может обнаружить, что проход в другой мир для него заблокирован. В Болгарии за подготовку тела к похоронам отвечает семья. Есть ряд моментов, где семья может сделать ошибку или же отнестись халатно к приготовлениям. Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы на непогребенное тело падала тень или чтобы через него перепрыгивала кошка или собака Тело должно быть тщательно омыто. Даже при правильном обряде погребения, лицо, которое погибло насильственной смертью, может вернуться в качестве вампира
Как и у других славянских народов, определенным людям было предначертано стать вампирами Это относилось к тем, кто умер, отлученным от церкви, к пьяницам, ворам, убийцам и ведьмам. Болгарская мифология была полна рассказов о вампирах, которые возвращались к жизни, селились в городах, где их не знали, и жили в течение многих лет как живые. Они даже женились и имели детей Таких людей разоблачали через много лет, благодаря каким-то необычным событиям, часто сопровождавшим жизнь вампиров За исключением ночных прогулок в поисках крови, вампиры могли нисколько не отличаться от обычных людей, и даже есть нормальную пищу.
Среди гагаузов-болгар, имеющих собственный язык (гагауци) - вампир зовется «обур» Возможно, это заимствование от турецкого слова обозначающего обжору. Как и другие вампиры южных славян, обур был буквально пожирателем крови Частью ритуала избавления от обура было соблазнение его обильной пищей или же экскрементами. Обур был очень шумным и издавал шумы, подобные потрескиванию огня, а также мог передвигать предметы, подобно полтергейсту.
Джеймс Фразер отмечал существование особенного болгарского вампира - устреля. Устрель описывался как дух ребенка, рожденного в воскресенье и умершего до крещения. Считается, что на 9-и день после похорон, устрель начинает прокладывать себе путь из могилы, нападать на скот или овец и пить их кровь. После ночного пиршества, еще до рассвета, он возвращается в могилу. После 10 дней такого кормления устрель, согласно поверью, становится настолько сильным, что ему больше не надо возвращаться в могилу. Он находит себе место для отдыха в течение дня — либо между рогов теленка или барана, либо между задними ногами дойной коровы. Он может собрать большое стадо и, начиная с самых жирных животных, постепенно его пожирать. Животные, на которых он нападает (обычно по пять экземпляров каждую ночь), в ту же ночь умирают. Если умершее животное разрезать, будут очевидны признаки раны, нанесенной вампиром.
Необъяснимая смерть коров или овец была первичным признаком того, что в стаде присутствует вампир. Если предполагали присутствие устреля, хозяин стада нанимал вамиирджийя, или охотника за вампирами, - специального человека, который обладал способностью их видеть, - чтобы окончательно развеять все сомнения. Однажды устрель был обнаружен, и деревня исполнила особенный ритуал, известный в Европе, как разжигание нужного огня. Утром в воскресенье все гасили огонь. Весь скот выгонялся на открытое место. Затем все шли к близлежащему перекрестку дорог и сооружали там два костра. Костры разжигались новым огнем, который добывался от трения двух палочек. Стадо прогоняли между этими кострами. Те, кто исполнял этот ритуал, верили, что вампир отпадет от животного, чье тело он сделал своим домом и останется на дороге, где волки сожрут его. Прежде чем костры прогорали, кто-нибудь приносил это нламя в деревню и от него заново зажигались все огни для хозяйственных нужд.
Другие вампиры, возникавшие как следствие неправильно исполненного обряда погребения человека или насильственной смерти, подлежали традиционному протыканию колом. Есть также сообщения об уникальном методе обращения с вампирами, практиковавшимся в Болгарии, - закупоривание в бутылку. Для этой процедуры нужен специалист — дядяджий, который владеет этим искусством. Главным средством дядяджия была икона, святое изображение Иисуса, Марии или же одного из христианских святых. Охотник за вампиром брал икону и ждал в том месте, где подозреваемый вампир должен был появиться. Увидев его, он гнался за ним с иконой в руках. Вампира подгоняли к бутылке, где кормили до отвала его любимой пищей. Когда вампир входил в бутылку, ее затыкали пробкой, а затем швыряли в огонь. За несколько последних десятилетий народные верования в вампиров отошли в область преданий. Правительство продекларироиало нелояльпое отношение ко всем предрассудкам, включая и вампиров, и церковь. Поскольку церковная вера была подавлена, то только деревенский уклад давал простор существованию историй о вампирах.


ВАВИЛОН И АССИРИЯ, ВАМПИРЫ В ДРЕВНОСТИ


В XIX столетии были обнаружены и переведены письмена древней Месопотамии (земли, расположенной между долинами рек Тигра и Евфрата; в настоящее время — Ирак). Они продемонстрировали развитие утонченной мифологии. Для народа Месопотамии вселенная была населена полчищем божеств высших и низших рангов. Из всего этого огромного пантеона самым близким эквивалентом вампиру были семь духов, описанных в поэме, переданной Р. Кампбеллом Томпсоном. Она начинается со строк:

Семеро их! Семеро их!
Духи, что уничижают небеса и твердь,
Что уничижают землю.
Духи, что уничижают землю,
Силы необычайной,
Великой силы и гигантской поступи,
Демоны (как разъяренные быки, великие призраки),
Призраки, что врываются во все дома,
Демоны, что не ведают стыда!
Семеро их!
Нe зная заботы, точат землю они как кукурузный початок,
Нe зная жалости, обращают гнев свой против всего человечества.
И кровь проливают людскую дождем,
Вгрызаясь в плоть и иссушая вены.

То демоны, полные злобы, пожирающие кровь беспрестанно.

Монтегю Саммерс предположил, что вампиры занимали значительное место в мифологии Месопотамии, даже более значительное, чем предполагает вера в семь духов. В особенности он выделял экимму - духа непогребенного человека. К такому выводу он пришел на основании изучения литературы о «нижнем мире» — жилище мертвых. «Нижний мир» изображался как мрачное место. Однако жизнь отдельного индивидуума гам могла быть значительно улучшена, если человек в конце своего земного существования получал надлежащее, даже простое, захоронение, которое включало нежную заботу о его теле. В конце таблички 12 знаменитой эпической поэмы «Гильгамеш» (или «Гилгамитп») был перечень различных степеней успокоенности мертвого. И завершалась она несколькими куплетами о состоянии лица, которое умерло в одиночестве и было захоронено, которые в интерпретации Саммерса звучат так:

Человек, чье тело лежит в пустыне —
Ты и я часто видели подобное.
Дух его не покоится в земле.
У духа нет никого, кто бы побеспокоился об этом.
Ты и я часто видели подобное.

Остатки из сосуда — объедки празднества, все что выбрасывается на улицу, служит ему пищей.
Ключевой строкой в этом отрывке было: «Дух его не покоится в земле», — которую Саммерс понимал так, что духи тех, кто умер в одиночестве (т. с. экимму) не могли даже войти в «нижний мир» и таким образом, были приговорены скитаться по земле. Потом он увязал этот отрывок со строками об изгнании призраков и цитировал полностью различные тексты, в которых перечислялись разнообразные призраки. Однако их было чрезвычайно много, как говорил об этом один текст:

Злобный дух, злобный демон, злобный призрак, злобный дьявол,
Из земли вышли они,
Из подземного мира в страну живущих пришли они.
На небе о них не знают,
А на земле не понимают.
Ведь не стоят они и не сидят,
Не пьют и не едят.

Оказалось, что Саммерс перепутал приходящих духов, которые могли просто появляться на земле, и умерших. Призраки не имели тел - они не ели и не пили, в то время, как мертвые в подземном мире имели форму телесного существования и наслаждались теми же удовольствиями, что и люди. Источником этого неправильного понимания был неадекватный перевод последних частей эпической поэмы «Гильгамеш». Строка «дух покоится не в земле» была сначала переведена таким образом, что представлялось, будто мертвым остается доступной возможность приходить и блуждать в мире людей. Однако более поздние переводы и обзор контекста последних куплетов эпической поэмы «Гильгамеш» прояснили, что покойники, умершие в забытьи, не получившие похоронных почестей (экимму) блуждали неприкаянно не по земле, а в «нижнем мире». Например, перевод Дэвида Ферри передает этот отрывок таким образом:

А он, чье тело брошено непогребенным?
Скитается он без отдыха в мире, который под нами.
Он тот, кто входит в подземный мир, не оставив там, позади,
Того, кто бы оплакал его?
Отбросы — еда его в мире теней,
Собака не стала бы есть того, что ему служит пищей.

Таким образом, хотя вампир имел место в мифах в Месопотамии, он не был столь значительной фигурой, как на это указывал Саммерс. Однако нс стоит винить Саммерса в ошибке, ведь даже знаменитый ученый Е. А. Уоллис Бадж совершил подобную ошибку в своих комментариях к габличке 12 в 1920 году:
«Последние строки этой таблички, казалось, говорят о том, что дух непогребенного человека остается на земле и что дух этого одинокого человека скитается по улицам, поедая остатки пищи, которая выбрасывается из кухонных горшков».
Однако ни Бадж, ни Е. Кэмпбелл Томпсон, которого прямо цитировал Саммерс, не ошиблись, увидя в этих текстах намек на существование вампиров.

ВЕНГРИЯ

Венгрия страна, которая дала миру Бела Лугоши, - занимает особое место в истории вампиров. Знаменитый летописец вампирической истории Монтегю Саммерс писал о Венгрии. «Венгрия, и это не будет несправедливым, разделяет с Грецией и Словакией репутацию особенного региона в мире, который крайне инфицирован Вампиром. Здесь его рассматривают в самом отвратительном и наихудшем виде», «Дракула» Брэма Стокера начинается с того, что Джонатан Харкер едет через Венгрию Харкер увидел Будапешт, и этим ознаменовался ею переход с цивилизованного Запада и въезд на Восток. Он проследовал через Венгрию в северо-восточную Трансильванию - часть Венгрии, где господствовали шекелисы, венгерская народность, известная своим воинским искусством. (Дракула был обозначен как шекелис.) И Стокеру, и Саммерсу, и тем, кто изучал этот вопрос еще до Дома Августина Кальме. венгерские историки доказывали, что отождествление Венгрии и вампиров было серьезной ошибкой западных ученых, невежественных в венгерской истории Чтобы составить собственное мнение необходимо ретроспективно взглянуть на венгерскую историю.
Возникновение Венгрии. История современной Венгрии начинается в конце IX века, когда народ мадьяр захватил область Карпат Они двинулись в этот регион с земель, прилежащих к рекам Волга и Кама Говорили они на фино-угорском языке (не на славянском) В завоевании этой земли им помогали христианские союзники, а в течение Х века началась христианизация мадьяр. В 1000 году нашей эры папа Сильвестр короновал Иштвана — первого венгерского короля Позже, в этом же веке, когда христианство раскололось на римско-католическую и православную ветви, венгры примкнули к римской церкви.
Потомки Иштвана постепенно продвигались в Трансильванию, но смогли присоединить эту территорию к Венгрии лишь к концу XIII века Венгерские правители установили систему, при которой только венгры могли управлять землями. Мадьярскому племени шекелисов в обмен.
на службу в качестве пограничного буфера между Венгрией и потенциальными врагами с востока, была отдана горная страна на северо-востоке Румынское население Трансильвании находилось в самом низу социальной лестницы Привилегированным слоем общества были приглашенные в города южной Трансильвании немцы. В награду за содействие в построении экономики, немцам был дарован ряд особых привилегий К XIV веку многие румыны оставили Трансильванию и отправились в Валахию на юг Карпат, где было создано ядро современного государства Румынии.
После смерти последнего из потомков Иштвана страной управляли иностранные короли, приглашенные знатью Пик процветания нации пришелся на конец XV века, когда правил Матиуш Корвинус (1458 - 1490), румын по происхождению и современник валахского князя Влада-Протыкателя. Свою летнюю резиденцию он построил в Вышеграде - одном из наиболее роскошных центров Восточной Европы
Венгерская независимость практически закончилась в битве при Мохаксе (1526 год) Началось турецкое завоевание страны Во времена турецкого завоевания был насажден ислам и запрещена римско-католическая служба. Реформистская церковь не подверглась запрету и по сей день остается относительно сильным органом. В Трансильвании сушествовала относительная религиозная свобода, и потому здесь значительно продвинулись как кальвинистский протестантизм, так и унитаризм Унигаризм добился значительных успехов в конце XVI века, после смерти римско-католического кардинала Батори в битве при Селимбарс (1599). Шекелисы были отлучены от церкви как народ, обернувшийся к унитаризму.
Турки господствовали в этой области до 1686 года. В том же году их постиг разгром в битве при Буде. Венгрия была поглощена империей Габсбургов, и римский католицизм был возрожден Вскоре австрийские армии продвинулись дальше на юг, в Сербию, час1ь которой была венгерской провинцией. XVIII век характеризовался длительным правлением Кароли III (1711-1740) и Марии-Терезии (1740 1780). Венгерские попытки добиться независимости проявились в краткой революции 1848 года, приведшей к созданию Австро-Венгрии Австро-Венгрия просуществовала полвека, но затем Германия развязала Первую мировую войну. В 1919 году Авсгро-Венгрия распалась на два государства, а крупная часть Венгрии, населенная невенгерским этническим меньшинством, была отдана Румынии, Сербии и Чехословакии. Очень важно, что Трансильвания была передана Румынии и стала предметом затяжной конфронтации между двумя странами. Венгрии досталась меньшая, но этнически однородная страна, почти что сплошь заселенная этническими венграми и небольшим количеством цыган.
После войн Венгрией правил Миклош Хорти — диктатор, приведший Венгрию под знамена Гитлера во Второй мировой войне. После воины, в 1948 году, в стране установилось коммунистическое правление, продолжавшееся до перемен 90-х годов — тогда Венгрия стала демократическим государством.
Вампирические эпидемии. После австрийского завоевания Венгрии в Западную Европу стали просачиваться первые сообщения о вампирах. Наиболее значительные события относились к периоду с 1725 по 1732 годы. Своей значимостью они в большой степени обязаны усиленным расследованиям, предпринятым австрийскими официальными лицами. Дела Петера Плогойовитца и Арнольда Пауля стали предметом продолжительных дебатов в немецких университетах. В большинстве из различных версий происшедшего все склонялись к тому, что вампирические эпидемии имели место в Венгрии, а не в сербской провинции. Суть этих дебатов отразилась в двух трактатах, авторы которых продемонстрировали концепции двух противоположных лагерей. Первый из них — «Размышления о вампирах» архиепископа Джузеппе Даванцати —отстаивал скептическую точку зрения, а второй — «Размышления о появлениях ангелов, демонов, духов, вновь вернувшихся и вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии» Дома Августина Кальме — призывал рассматривать эту проблему, допуская реальность сверхъестественных сущностей.
Вскоре работа Кальме была переведена и опубликована в Германии (1752), а позже в Англии (1759). Она способствовала закреплению мнения о Восточной Европе как о доме вампира. Среди прочих, Кальме описывал случаи вампиризма в Силезии (Польша), Богемии и Моравии (Чехословакия), однако, именно «венгерские» случаи Пауля и Плогойовитца оказались самыми наглядными и были наилучшим образом задокументированы. Утверждению образа Венгрии как страны вампира немало способствовали Стокер и Саммерс, а позже Раймонд Т. Макнелли и Леонард Вольф. Последний предположил, что понятие «вампир» в английский язык пришло из венгерского. Эту теорию недавно оспорила Катерина Вильсон, доказавшая, что впервые слово «вампир» употреблено в венгерской печати практически на 50 лет позднее, чем в публицистике большинства западных государств. Однако вопрос остается открытым, поскольку вполне допустимо, что изначально это слово было подхвачено из венгерского разговорного языка (где-то в начале XVIII века) и занесено на Запад, где быстро нашло свое место в публицистике.
Венгерские ученые с этим не соглашаются. Еще в 1854 году римско-католический епископ и ученый Арнольд Иполий собрал первое обширное описание верований, существовавших в дохристианской Венгрии. По ходу своего трактата он подчеркивал, что среди венгров не было веры в вампиров. Такое же наблюдение было сделано и другими учеными, что отразилось в их диссертациях, которым никогда не суждено было быть переведенными на западные языки. В настоящее время эту проблему снова поднял Текла Деметер, чья книга «Венгерские народные верования» была переведена на английский и опубликована в 1982 году. Он утверждал: «В венгерских народных верованиях нет места вампиру, который поднимается в виде мертвого тела и сосет кровь живущих».
Западные исследователи все же допускают, что несколько сообщений о вампирах пришли из Венгрии. Однако большинство утверждает, что во взаимодействии ветров с цыганами и славянскими соседями такие верования, вероятно, перекочевали и в сельские районы.
Вампироподобные существа в Венгрии. Отвергнув существование вампира в венгерской народной культуре, венгерские ученые oт Иполия до Деметсра, однако, обнаружили мифологическое вампироподобное существо - лидерка. Лидерк был фигурой типа инкьюбаса/саккьюбаса и принимал ряд форм. Он мог появиться как женщина, как мужчина, как животное или как сияющий свет. Интересно, что народ не наделил лидерка способностью к превращению. Скорее, предполагалось, что он существует во всех этих формах одновременно. Благодаря своим
магическим способностям он заставлял человека видеть то одну, то другую из своих форм. Как инкьюбас/саккьюбас он нападал на жертв и умертвлял их полным истощением. Он любил, их до смерти. Оборонительные меры против лидерка включали размещение подвязок на дверной ручке спальни и использование вездесущего чеснока.
Кроме того, у венгров существовал некто нора - существо, которое «очевидцы» описывали как маленького, лысого, бегающего на четвереньках
гуманоида. Говорили, что он прыгает на жертв и сосет кровь из груди. Круг жертв был практически тот же, что и стандартный круг потенциальных вампиров в славянских мифах - аморальные и непочтительные люди. В результате нападения поры область груди опухала. Противоядием являлся чеснок, которым намазывали грудь.