hirano rss

Автор статьи: Анастасия Юрим (https://vk.com/alwaysindoubts)

 

К проблеме интерпретации личного имени Интегры Хеллсинг

 

    Вместо эпиграфа
    "30-е годы, молодой Артур Хеллсинг сдает экзамен по математике. Останавливается в дверях, лихорадочно рассовывает по карманам шпоры... Голос из аудитории:
    — Ну что вы там встали, Хеллсинг? Идите сюда, берите билет.
    Артур, злобно:
    — Господи, клянусь... Если сдам эту проклятущую математику... Дочку ИНТЕГРАЛОМ назову!"
    А теперь рассмотрим подробнее, почему Интегра носит такое имя. Очевидно, что, если и существует связь имени с интегралом, то не математическая, поскольку integral — производное от латинского прилагательного integer (в мужском роде и integra в женском). Для получения дальнейшей информации по проблеме вопроса обратимся к однокоренному существительному integritas, на основе которого будет строиться данный анализ. В латинско-русском словаре дан следующий перевод этого слова:
integritās, ātis f. [integer]
   1) безупречность, безукоризненность, сохранность (i. virginalis Aug) i. corporis (valetudinis) C — хорошее здоровье;
   2) правильность, чистота (sermonis Latini C);
   3) честность, бескорыстие (i. atque innocentia C); непорочность (vitae Nep);
   4) совокупность (universa philosophiae i. Macr).
    Таким образом, можно прийти к гипотезе, что имя персонажа говорящее, поскольку включает в себя совокупность понятий, входящих в значение слова integritas, соответственно, можно утверждать, что данный персонаж является носителем и выразителем авторского представления о безупречности, правильности, честности, бескорыстии и целостности.
    Так как анализ в рамках христианской символики и философии более чем обоснован контекстом самого произведения, спустимся на уровень глубже и перейдём к трудам средневековой схоластики, поскольку понятие целостности* играет значимую роль в формировании средневековой эстетики. Обратимся к цитате из перевода "Суммы теологии" Фомы Аквинского (пер. А. Юдина):
    "Красота включает в себя три условия: "целостность", или "совершенство", поскольку вещи уменьшенные уродливы; надлежащую "пропорциональность", или "гармонию"; и, наконец, "яркость", поскольку красивыми называют вещи яркого цвета". Предметом данного исследования не является анализ средневековой эстетики в целом, для нас существенно понять роль целостности в этой системе, поэтому для более полного понимания значения целостности рассмотрим цитату из главы 8.2. Proportio и integritas книги У. Эко "Искусство и красота в средневековой эстетике": "Известно, что все люди имеют различный рост и сложение, однако, если нарушается определённый предел в ту или другую сторону, природная закономерность уступает место аномалии. Такого рода совершенство можно свести к другому критерию красоты, а именно к целостности (integritas), которую надо понимать именно как присутствие в органическом целом всех его конститутивных частей (S. Th. I, 73, 1). Человеческое тело становится уродливым, если в нём недостаёт какого-либо из членов, мы называем калек безобразными, ибо у них нарушены пропорциональные отношения частей к целому, mutilatos turpes dicimus, deest enim eis debita proportio partium ad totum (I Sent. 44,3,12, 1)".
    Анализируя вышеперечисленное, можно прийти к выводу, что персонаж по имени Интегра (Integral) является выражением авторского видения не просто Человека как высшей формы человеческого существа, но как Человека, обязательным условием бытия которого является целостность, пропорциональность его слагаемых (разумеется, речь идёт о психологических и духовных характеристиках персонажа), что позволяет раскрыть образ и значение персонажа для произведения глубже и многостороннее.

    Приложение
    Побочное размышление на тему роли девственности персонажа Интегры Хеллсинг
    Данный факт у многих читателей и зрителей вызывает как минимум недоумение: почему Интегра остаётся девственницей? Приблизиться к пониманию этого вопроса можно, снова обратившись к авторитету Фомы Аквинского**: "В одном из своих «Разных вопросов» (Quodl. V, 2, 3) Фома задается вопросом о том, utrum Deus possit virginem reparare, то есть может ли Бог вернуть девственность женщине, которая ее утратила. Ответ Фомы однозначен. Он проводит различие между целостностью ума и тела и временными отношениями. Утрата девственности — это событие, в результате которого происходит нарушение как духовной, так и физической целостности". Так можно прийти к обоснованному предположению, что лишение девственности персонажа приведёт к нарушению её целостности как Человека, следовательно, в контексте произведения утрата девственности послужит причиной разрушения личности настоящего Человека, а, как известно, подобное событие полностью меняет идею одной из главных тем произведения — темы настоящего Человека, который, согласно оригинальному сюжету, не разрушается и сохраняет свою духовную целостность вплоть до финала произведения.

    Примечания:
*в ходе дальнейшего исследования это слово будет фигурировать в данном тексте как русскоязычный эквивалент integritas.
**цитата из главы 12.2. Структура средневекового мышления книги У. Эко "Искусство и красота в средневековой эстетике".

    Источники:
1. Латинско-русский словарь http://translate.academic.ru/integritas/la/ru/;
2. Фома Аквинский, "Сумма теологии" (пер. А. Юдина);
3. У Эко, "Искусство и красота в средневековой эстетике".