hirano rss

Вампиры в мифологии стран мира. Часть 4.

ИНДИЯ

Среди огромного количество божества и сверхъестественных существ, обнаруженных в религиозном мире Индии, был ряд таких, которые обладали характеристиками вампира и были отмечены в литературе о вампирах Но все же это огромное количество разнообразных демонических существ больше напоминало духов, вурдалаков, а также живых ведьм и колдунов Индийские вампиры и вампирические существа появлялись уже в древних индийских текстах, что дало повод некоторым исследователям полагать, что Индия была тем самым местом, где возникла вера в вампиров и откуда она распространилась на соседние территории Вполне оправдано предположение, что значительный вклад в формирование на Западе веры в вампиров внесли переселившиеся из Индии цыгане
В древнем индуизме (господствующей религии Индии) сотворение изображается как первичное создание золотого яйца (космического разума) Видимое сотворение произошло из разделения этого яйца на небеса землю и на 21 регион космоса. Эги регионы космоса были грубо поделены на три зоны, одной из которых была Тала — подземное царство хтонических божеств, жилище великанов-людоедов, призраков и демонов.
Наиболее известными из вампирических существ Тала были ракшасас (женский аналог ракшасис) Они описывались как хтонические существа и демоны, которые живут на кладбищах и вмешиваются в дела людей, нарушая ритуалы и сбивая с пути набожных людей Убийстве младенцев было одним из их самых отвратительных деяний. Ракшасасы приходили в различных формах, иногда как женщины, а иногда как мужчины, некоторые как гуманоиды, а некоторые как полуживотные. Согласно легенде Хануман — божество, которое появлялось в образе обезьяны, прийдя в юрод Ланка в качестве посланника Рамама, наблюдало ракшасасов в любой вообразимой форме Характеристика ракшасасов была дана во многих индийских эпосах, таких как Махабхарата и Рамайяна (в которой содержался эпизод с Хануманом), а многие божества и мифические герои заслужили себе славу, убивая ракшасаса..
Ракшасасы считались вампирами в силу некоторых своих черт. Например, они рыскали в ночи, имели устрашающую внешность и продолговатые клыки В текстах их называли асра - па или асрк ра (буквально: пьющие кровь). Как и греческие ламии, они разыскивали беременных женщин и нападали на младенцев. Естественным врагом ракшасасов был Агни — изгонитель тьмы и исполнитель священного обряда Люди призывали Агни, чтобы он убивал или отпугивал демонов
Тесно ассоциировались с ракшасасами йату-дхана (или хату-дхана) - колдуны, которые пожирали остатки, брошенные ракшасасами. Иногда гермин йату дхана использовался попеременно с ракшасасом. Также часто вместе с ракшасасом, упоминался гшсачас (буквально пожиратель живой плоти), но он занимал более низкую ступень в иерархии существ. Он обладал отвратительной, отталкивающей и кровожадной внешностью. Тексты описывали писачас как вурдалаков, поедающих плоть и разносящих опасную болезнь. В Пуране — сборнике индуистских документов - писачас описывались как продукт гнева бога Брахмы:
После создания богов, демонов (асуровД предков и человечества, Брахма был истощен, а они стали поедать его тело, так как они бьли ракшасасами и йаксасами. Когда Брахма увидел их, он был недоволен, и выпали волосы его и стали змеями. А когда увидел он змей, охватил его гнев, и существа, рожденные от его гнева, были злобными поедателями плоти — писачасами. Так Брахма создал жестоких тварей и добрых тварей дхарма и адхарма, правду и ложь.
Вампирическими чертами обладали также и бхута — души умерших, особенно тех, кто скончался безвременно, был безумен или родился с уродствами. Они скитались в ночи и появлялись как темные тени, мерцающие огни или неясные видения. Иногда они входили в мертвое тело и делали его вурдалаком, который пожирал живущих. Брахмапаруша - подобное существо, известное в северной Индии.
Бхутасы жили вокруг тех мест, где происходило сожжение (кремация), в развалинах и других заброшенных местах, и в пустыне. Они могли трансформироваться либо в сов, либо в летучих мышей. Сова занимает особое место в индийской мифологии. Считалось несчастьем услышать крик совы, а крик совы, услышанный на кладбище, предвещал смерть. Мясо совы могло использоваться в ритуалах черной магии.
Бхутасы считались опасными по множеству причин. Они поедали отвратительную пищу и постоянно испытывали жажду. Они любили молоко и могли напасть на младенцев, которых только что покормили. Они могли войти в тело сквозь различные отверстия и овладеть человеком. И хотя бхутасы могли иногда действовать как вампиры, в основном их рассматривали как злобных существ.
Наиболее близки к западным вампирам индийские демонические фигуры веталасы, или бетайласы, — духи, которые поселялись в телах умерших и оживляли их. Бстайл был центральным персонажем «Вегала-Пачиси» — классического образца индийской литературы, сравнимого с «Притчами» Чосера или «Арабскими ночами». Впервые они переведены и опубликованы в Англии в середине века. Новый, самый удачный перевод одиннадцати из них был сделан сэром Ричардом ф. Бартоном и опубликован в 1870 году под заголовком «Викрам и вампир». «Ветала-Пачиси» описывали встречу короля Викрама с бетайлом, который рассказал ему серию сказок. Викрам, как и король Артур, был реальным человеком, который жил в первом веке нашей эры и стал притягательной фигурой для множества сказаний и притч. В книге йог уговаривает Викрама провести с ним вечер на кладбище. Затем он просит Викрама принести ему тело, которое он найдет на расстоянии четырех миль к югу, на другом месте захоронения. Это тело должно было висеть на дереве мимозы. Тело оборачивается бетайлом. И Викрам испытывает большие трудности, чтобы заставить вампира сопровождать его обратно к йогу, но в конце концов ему удается это сделать. Чтобы скоротать обратный путь, бетайл рассказывает ему целую серию рассказов, которые и формируют книгу.
Когда они добираются до кладбища, где находится йог, король обнаруживает, что тот вызывает Кали. Они были окружены полчищем демонов индийской мифологии, включая ракшасасов и бхутасов, которые приняли вид различных тварей, а также бетайлами. Йог привел их к храму богини Кали. Там Викрам, защищаясь, убивает йога. В качестве награды боги даруют ему славу.
Обзор индийских вампрических существ был бы не полон без упоминания богини Кали, которую часто называют супругой Шивы. Она была богиней тьмы; на рисунках обычно изображалась темнокожей. У нее была ужасная, устрашающая внешность, а в качестве украшений она носила части человеческих тел. Ее любимым местом были ноля сражений, где она пьянела от крови жертв, а также места захоронений / сожжений. В книге «Викрам и вампир» Викрам видит Кали в храме, расположенном па кладбище:
Там стояла Смашани-Кали - богиня в самой своей чудовищной форме. Это была обнаженная и очень черная женщина с наполовину рассеченной головой, частично отрезанной и частично раскрашенной, покоившейся ни ее плечах. Ее глаза были красные как у пьяницы, а брови были того же цвета. Ее грубые жесткие волосы свисали, как накидка, до колен.
Бартон комментирует этот отрывок:
«Будучи не в состоянии найти жертву, эта приятная богиня дли того, чтобы удовлетворить свою жажду, перерезала собственное горло, чтобы кровь могли просочиться в ее рот».
Другие вампирические существа. По всей Индии среди различных этнических и лингвистических групп существовало огромное количество привидений, злых духов, демонов, которые жили неподалеку от кладбища и мест кремации и имели некоторое сходство с вампирами Европы. Многие из них дурачили других, принимая облик живого человека, и обретали вновь ужасную демоническую внешность непосредственно перед нападением на свои жертвы. Например, в Гуджарате существовали чурелы — женщины, которые умерли неестественной смертью (в западной Индии чурела была также известна как джахин, джахаи, яукаи, пагулаи и алвантин). Если с такой женщиной плохо обращалась семья, то она возвращалась, чтобы потревожить их и иссушала кровь мужчин этой семьи.Такая женщина могла стать дакини — помощницей богини Кали, а также участницей ее вампирических деяний. Если молодой человек был соблазнен чурелий и притрагивался к пище, которую она ему предлагала, то она держала его при себе до самого рассвета и возвращала в деревню седым старцем. У чурелы была одна особенность, которая выдавала ее, — се стопы были вывернуты таким образом, что пятки были спереди, а пальцы сзади. Рожавшим женщинам и младенцам вся семья и друзья уделяли массу внимания. Женщина, умершая во время родив, вероятнее всего превращалась в привидение. И чтобы предотвратить дто, семья должна была похоронить ее тело, а не предать его кремации. Они должны были закрепить четыре гвоздя по углам места захоронения и посадить красные цветы на самой могиле. Женщину, которая умерла во время родов, хоронили в специальном месте (в различных частях Индии это место отличалось). Например, тело могли выносить из дома через боковую дверь и похоронить в тени дома, которую он отбрасывал при полуденном солнце. Верили, что если не пользоваться центральным входом для выноса тела, то чурела не сможет найти дорогу домой. Некоторые вбивали железные гвозди в порог дома и рассыпали семена проса но дороге к кладбищу. Как и в Восточной Европе, считалось, что чурела будет считать семена проса, a это занятие задерживает ее до самого наступления рассвета. В Пенджабе женщине, которая умирала во время родов, вбивали гвозди в кисти рук и стопы, прикладывали красный перец к глазам и обматывали стопы цепями. Другие же ломали ей ноги повыше лодыжек, разворачивали стопы назад и связывали большие пальцы вместе или же просто скрепляли стопы железными кольцами.
Среди самых интересных вампиров были чепиди (литературно: проститутки) — разновидность колдуньи в области Годовари. Чепиди изображались разъезжающими верхом на тигре в ночи. Без одежды они входили в дома спящих мужчин и высасывали их кровь из большого пальца ноги. Используя гипноз, они погружали всех остальных членов семьи в сон, подобный трансу, для того, чтобы те не смогли обнаружить их присутствия. По утру мужчина просыпался, но чувствовал себя опустошенным и в какой-то мере отравленным. Если он не обращался за лечением, то чепиди вновь возвращалась. Иногда чепиди нападала на мужчин в джунглях, принимая образ тигра с человеческими ногами.
Девендра П. Варна предположил, что вампирические существа древней Индии являются источниками верований в вампиров в Европе. Он утверждал, что такие верования были перенесены арабскими караванами, следовавшими по Великому Шелковому пути из долины Инда к Средиземноморскому бассейну. Вероятно, они достигли Греции в I веке нашей ары. Подобное объяснение вполне допустимо, если бы не надо было развивать его более глубоко, чтобы как-то увязать с другими теориями, которые предлагают множество версий происхождения мифа о вампире в различных странах, удовлетворяющих целому ряду универсальных потребностей.

ИРЛАНДИЯ


Ирландия, как и соседняя Великобритания, не располагает богатым знанием о вампирах, несмотря на мифологию, которая содержит множество историй о сверхъестественных существах и контактах между живыми и мертвыми, принимающими формы привидений и вернувшихся мертвых. Монтэгю Саммерс вскользь упоминал об ирландском вампире диргдале. Ирландские фольклористы, собрав обширный материал о вампирических мифах, диргдале там не встретили. Самая знаменитая сказка о вампире - «Привидение, тянущее кровь» - опубликована Джереми Кёртином в 1882 году. Это история молодой женщины по имени Кейт. Она была в числе трех женщин, на которых собирался жениться человек из графства Корк. Чтобы испытать женщин, он поместил свою трость у могилы недавно умершего человека и предложил им принести ее. Только Кейт приняла этот вызов.
У могилы она встретила умершего человека, который заставил ее привести его в город. Там он выпил кровь трех молодых людей, которые вскоре умерли. Он употреблял кровь, смешивая ее с овсяной мукой. Это снадобье он заставлял готовить Кейт. Пока он пожирал свой завтрак, Кейт потихоньку спрятала свою порцию. Не зная, что она не съела свою овсяную муку, вампир сообщил ей по секрету, что смесь крови с овсяной мукой могла бы вернуть мужчин к жизни. Когда они вернулись к его могиле, «вампир» рассказал Кейт о спрятанном неподалеку сокровище.
На, следующий день были найдены три убитых молодых человека. Кейт заключила с их родителями сделку. Она предложила вернуть их к жизни, а взамен стать женой старшего из них, чтобы та земля, где, как поведал вампир, спрятано сокровище, перешла в ее собственность. Условившись таким образом, она взяла спрятанную овсяную муку и вложила ее в рог каждому мужчине. Они быстро оправились от нападения вампира. Вместе с мужем они выкопали золото, и богатая супружеская пара жила долго и богатство по наследству передала детям.
'' Дадли Райт в работе "Вампиры и вампиризм" упоминал о женщиие- вампире, которая заманивала людей своей красотой. Предположительно, она проживала па кладбищенском дворе и Уотерфорде, неподалеку от башни Сгронгбоу. Саммерс самостоятельно провел одно из своих немногочисленных расследований с целью проверить факты, представленные в этой легенде. Он обнаружил, что никакой башни Стронгбоу неподалеку от Уотерфорда не было. Он предположил, что Райт сделал ошибочную ссылку на другое сооружение — башню Регинальда, но, пообщавшись со знатоками ирландской истории, установил, что никакие легенды о вампирах с башней Регинальда никогда не связывались. В итоге Саммерс предположил, что рассказ Райта был искаженной версией истории, повествовавшей об англосаксонском завоевании Уотерфорда, после которого была найдена лягушка (которая не водилась в Ирландии) и закопана в башне Регинальда.
В 1925 году Р. С. Брин сообщил другую ирландскую историю о священнике, который умер и был ненадлежащим образом похоронен. Возвращаясь с кладбища, скорбящая похоронная процессия встретила священника и была потрясена, обнаружив, что это был тот самый священник, которого они только что похоронили. Отличался он лишь бледностью кожи, широко открытыми блестящими глазами и удлиненными белыми дубами. Они немедленно направились в фермерский дом матери священника и нашли со лежащей на полу. Ей показалось, что незадолго до того, как к ней прибыла похоронная процессия, она услышала стук в дверь. Выглянув, она увидела своего сына. Она отметила его бледность и длинные зубы. Страх охватил ее, и она, не впустив его в дом, упала в обморок,
Литературный вампир. В Ирландии родились два самых знаменитых писателя о вампирах — Шеридан Ле Фэню, который написал новеллу <Кармилла», и Брэм Стокер — автор -" Дракулы". В ранних рассказах Ле Фэню пишет о своей ирландской родине. Но ко времени написания своих самых знаменитых историй о вампирах, оба автора переезжают в Англию и переносят действие своих произведений в континентальную Европу.
Вампир редко появлялся в ирландской литературе. Среди таких произведений определенную славу снискал "Улисс" Джеймса Джойса (1922). Вампир впервые появляется в начале романа, когда Стивен, главный герой, говорит о луне, целующей океан: «Юн — луна, бледный вампир - приходит сквозь шторм ее глаз, его паруса как крылья летучей мыши кровавят морскую поверхность, и припадает устами к се устам».
Позже он делает ссылку на «...силу вампира от уст к устам». Джойс вводит образ вампира, размышляя о божественности, созидании и сексуальности. В другом месте Стивен говорит о вампирической связи мужчины с шикарными женщинами. В конце он определяет Бога как «Черную пантеру — вампира*. Джойса интересует образ бога-Отца создателя, которого Джойс считает вампиром, поджидающим свои жертвы - невинных женщин. Образ девственницы Джойс ввел для того, чтобы доказать, что сотворение по сути также было разрушительным процессом. Несколько кратких отсылок к вампиру дали литературным критикам Джойса материал для оживленных споров.
Ирландские предания о вампирах стали предметом особо трепетного отношения участников -«Общества Брэма Стокера» и сопутствующего ему " Клуба Брэма Стокера". Общество пытается поднять статус работ Брэма Стокера, в особенности «Дракулы», и привлечь внимание к готической ирландской литературе в целом. Оно является спонсором ежегодной летней школы.

ИСПАНИЯ

Испания географически отделена от Восточной Европы - родины славянского вампира, и в основном не содержит сообщений о вампирах в своем фольклоре, хотя в нем наблюдается присутствие колдовства. Как и ведьма в древнем Риме, в средневековой Италии стрега и португальская брукса, ведьма средневековой Испании считалась имеющей способность превращаться в различных животных, воровать детей и пить у них кровь. Детский вампиризм, например, фигурировал на длительном судебном процессе в Логроно осенью 1610 года. Веком ранее один из ведущих представителей римского католицизма по расследованию колдовства Фрей Мартин Кастепега назвал вампиризм одним из злых деяний, которые совершали ведьмы. Испания нс участвовала ни в дебатах по поводу вампиров в XVIII веке, ни в развитии литературы о вампирах в XIX веке. Однако в мире кино в период после Второй мировой войны Испания играла значительную роль.
Кинематографический вампир. Вампир в испанских фильмах появился в конце 60-х годов, как раз тогда, когда итальянские и мексиканские фильмы о вампире достигли своего пика. Возможно, первым испанским фильмом о вампире был «Парк развлечений» (1963), основанный на рассказе Рэя Брэдбери. До 1968 года он был в одиночестве, затем появились «Отметина человека-волка» и «Malenka la Vampira» (совместная испано-итальянская постановка, вышедшая на английском языке под названием «Клыки живого мертвого»). «Клыки живого мертвого» сделали известным режиссера Амандо де Оссорио, который в 70- е годы стал одним из самых плодовитых постановщиков фильмов о вампире. Он последовательно снял «Могилы слепых мертвецов» (1971), «Возвращение злойпого мертвеца» (1973), «Ночь колдунов» (1973), «Ужас зомби» (1974), «Ночь морских чаек» (1975). Его особенно помнят :ia введение слепых вампиров в «Могилах слепых мертвецов», сюжет которого закручивался вокруг рыцарей тамплиеров - религиозного ордена, члены которого были ослеплены и убиты в XIII веке. Они вернулись в двух других фильмах Оссорио, чтобы нападать на людей, которых они находили при помощи острого слуха.
В 1970 году Леон Климовски, опытный испанский режиссер, ввел в постановку первого своего фильма о вампире «Оборотень против женщины-вампира» Поля Наши — звезду-ветерана, играющего оборотней. В этом пятом фильме об оборотнях персонаж Наши граф Вольдемар Дапински напал на ведьму-вампира графиню Вальдессу. Климовски затем поставил «Ночную оргию вампира» (1973), «Сагу Дракулы» (1973) и «Странную любовь вампиров» (1974). Наши впервые встретился с вампиром в «Драку ле против Франкенштейна» (1969) — одном из ранних фильмов Данински. Позже он отойдет от роли оборотня, чтобы играть Дракулу в фильме «Великая любовь Дракулы» (1972). Но самым знаменитым испанским постановщиком фильмов о вампиpax был Езус Франко; в Испании он был тем же, что и Марио Бава в Италии. В своем первом фильме о вампире Франко переманил звезду «Хаммер Филмз» Кристофера Ли в Испанию, чтобы переделать «Дракулу». Ли был заинтригован возможностью сыграть более настоящего Дракулу, чем ему это позволяли делать в Англии. В результате появился фильм «El Conde Dracula» (1970), у которого был сценарий (и характеристики Дракулы), более точно следующий книге, чем постановки «Юниверсэл Пикчерз» или «Хаммер». Никто не осознавал в то время, что при медленном развитии действия и тяжеловесности, он будет лучшим фильмом Франко о вампире.
В этом же году Франко снял «Vampiros Les,os die crbin des Dracula» версию истории Элизабет Батори, которая была более типична для эротических фильмов о вампире для взрослых, каковыми и был знаменит Франко. Немецкая версия, выпущенная в 1971 году, содержала много секса и насилия, что было приглушено в испанской версии. В 1972 году последовал фильм «Дочь Дракулы» -— другой эротический фильм для взрослых, который начинался со смерти Дракулы и расска зывал о приключениях его отпрыска женского пола. Также в этом году он снял «Дракулу против Франкенштейна», который продолжил серию о вампирах, хотя одновременно начинал серию о Франкенштейне в трех частях. В первом фильме доктор Франкенштейн оживил Дракулу, чтобы создать орды вампиров, как часть плана по захвату мира.
В 1973 году Франко создал свою версию «Кармиллы» «La Comtesse aux Seins NuSf» — историю о графине Ирине Карштейн, немом потомке Кармиллы, которая нападала на мужчин и убивала их путем фелляции. Преувеличенный элемент сексуальности был единственным достоинством атой картины, а большая часть сексуального содержания была вырезана в той или иной степени для различных рынков. В американской видсоверсии осталась только обнаженность, и фильм вышел под названием "Эротикиль". После этих шести картин Франко, кажется, исчерпал тему вампира. Он обратился к другим темам и продолжал выпускать большое количество фильмов ежегодно. Однако этих шести фильмов — одного с примечательным экспериментом с актером Ли и пяти эротических фильмов — было достаточно, чтобы утвердить их в почетной галерее кинофильмов о вампире и создать испанским фильмам о вамнире неповторимый имидж.
После интенсивного периода выпуска фильмов о вампире испанские режиссеры внезапно бросили эту тему прямо в середине десятилетия. Только один фильм «Tiempos duros para Dracula» (1976) был сделан во второй половине десятилетия. Наши, который продолжал свою серию об оборотне, оживлял вампира дважды в 80-е годы. "El returno del Hombre Lobo" (выпущенный на английском языке как «Страстное желанием), девятый фильм человека-волка противопоставил Данннски Элизабет Topн и ее окружению. Затем в 1982 году Наши сделал детский фильм "Доброй ночи, сеньор Монстр", в котором был Дракула и другие знаменитые монстры. Недавно Испания оставила выпуск фильмов о вампире в пользу Голливуда.