hirano rss
Вампиры в мифологии стран мира. Часть 6.


МАЛАЙЗИЯ


Западные наблюдатели, которые начали приглядываться к религиозно-мистическому миру малазийцев в XIX веке, обнаружили элементы веры в несколько вампироподобных существ, в некотором роде аналогов ламии в греческой мифологии. Эти верования живы и по сей день, несмотря на наложение индусской и исламской мысли, которая стала доминировать в религиозной жизни полуострова. Вампиры все еще населяют весь поднебесный мир среднего малазийца.
Вампиры в фольклоре Малайзии. Очень похожими на греческих ламий были лангсуяр и понтианак. Последний был описан как летающий демон, вроде банши. Первый лангсуяр был женщиной чрезвычайной красоты, которая родила мертвого ребенка Когда ей сказали о состоянии ребенка, она в шоке отпрянула, а затем вдруг внезапно хлопнула руками и взлетела на близстоящее дерево. Ее видели время от времени и узнавали по зеленому платью, длинным ногтям (которые считались признаком красоты в малазийском обществе) и длинным, до лодыжек, черным влосам. Ее волосы скрывали дыру на шее, через которую она пила кровь у детей. Первая лангсуяр уступила место целой группе вампирических существ. Поздние лангсуяры были уже поедателями плоти с особым пристрастием к рыбе (основным продуктом малазийцев).
Если женщина умирала во время родов или же в течение 40 дней спустя (в течение этого времени она считалась нечистой), считали, что она может стать лангсуяром. Чтобы этого не произошло, семья клала ей в рот сгеклянные бусы (которые останавливали любые крики банщи), а чтобы не дать возможности ей летать — под руки укладывали яйца и «гыкали иголки в ладонь каждой руки. Однако лангсуяра можно было лриручить, поймав ее, отрезав волосы и ногти и затолкав все в отверстие на шее. В этом случае лангсуяр становилась совершенно домашней и вполне могла нормально существовать в человеческом обществе. Были собраны сообщения, которые говорили о том, что лангсуяры приходили в деревни, выходили замуж и рожали детей. Однако их новая жизнь : обычно кончалась на каком-нибудь празднике в деревне, когда они начинали танцевать. Внезапно они возвращались к своей призрачной форме и улетали в джунгли, оставив детей и мужа.
Происхождение понтианака связано непосредственно с происхождением лангсуяра Это существо было мертворожденным ребенком Верили, что он принимает вид ночной совы Чтобы не дать умершему ребенку стать понтианаком, к нему применялись те же методы, что и к матери - бусы, яйца и иголки Как и в случае с лангсуяром, при похоронах потенциального понтианака использовались специальные заклинания.
Уолтер Вильям Скит («Малайская магия», 1900, 1966), главный авторитет по малазийской мифологии, отмечал некоторое смешение между лангсуяром и понтианаком. Оба могли появиться в виде ночной совы, к обоим адресовалось заклинание, как будто они были одним и тем же существом, и ребенок и мать подвергались одним и тем же процедурам, чтобы не допустить их превращения в вампиров после смерти. Эта путаница может быть прояснена, если принять во внимание, что в некоторых частях Малайзии и почти повсеместно в Индонезии понгианаком зовется то существо, которое Скит описал как лангсуяра — женщину-вампира.
Пенанггалан - третье вампироподобное существо в малазийском фольклоре Согласно мифу, оно произошло от женщины, в разгар исполнения  ею церемонии дудок бертам — церемонии раскаяния. Она сидела в огромном деревянном чане, который использовался для хранения уксуса, получаемого из сока пальмового дерева. В этот момент подошел мужчина и спросил, что она тут делает. Напуганная, она рванулась и побежала с такой силой, что се голова отделилась от тела, а ее внутренности потянулись за ней, и так она взлетела на ближайшее дерево. Эта отделенная голова со свисающими внутренностями стала злым духом. Она появляется на верхушках крыш в момент рождения ребенка, издает высокие резкие звуки и пытается подобраться к ребенку, чтобы высосать его кровь.
В работах начала девятнадцатого века П. Д. Бегби описал пенанггалана как злого духа, который овладел женщиной и превратил ее и колдунью. Когда он желает путешествовать, он отделяет голову вместе с внутренностями, которые болтаются внизу, и улетает в поисках нищи, которой является кровь, как живых, так и мертвых. Он также рассказал историю о человеке, у которого было две жены, одна темнокожая, а другая светлокожая. Кму сказали, что они обе пенанггаланы. Человек пс поверил, и чтобы проверить, устроил ночью наблюдение, и увидел, как они отправились за пищей. Тогда он поменял их тела. Когда они вернулись, то головы пристали каждая нс к своему телу. Когда королю было представлено неопровержимое доказательство их злой природы, они обе были казнены.
Другая версия этой истории говорит о том, что пенанггалан произошел от женщины, которая занималась магией и, в конечном счете, научилась летать. В это время ее голова и шея отделились от тела вместе со свисающими внутренностями, и в таком виде она нашла пристанище на дереве. Отсюда она перелетала от дома к дому, чтобы пить кровь не только детей, но и матерей во время родов. Чтобы защитить место, где происходят роды, но дому развешивались листья джсруджу (вид чертополоха), а в любую пролившуюся кровь втыкали шипы. Считалось, что если вдруг кровь или иная жидкость со свисающих внутренностей упадет на кого-то, то он немедленно заболеет.
Другие существа, пьющие кровь, — полот и пелесит — также были частью культуры Малайзии. Первый появлялся в виде очень маленькой женщины (ростом около дюйма), а второй — как домашний сверчок. Полонг действовал как ведьма традиционной западной мифологии. Его можно было привлечь кровью убитой жертвы, которая собиралась в бутылку и через семь дней (некоторые говорят через 14) над ней совершался ритуал. Затем ждали звука чириканья молодых птиц - это было знаком того, что полопг поселился в бутылке. Полонга можно было покормить, порезав палец, просунув его в бутылку и позволив ему пососать кровь. (На Западе говорили, что подобная ведьма кормится из спрятанного выступа на теле ведьмы — ведьминого соска). В благодарность за то, что его покормили кровью, полонг мог выполнять различные задания, включая и нападение на врагов.
Если на кого-то нападал полонг, что проявлялось в различного рода бредовых состояниях, призывали мудреца, который устанавливал, кто же послал его мучить свою жертву, и изгонял полонга. Смерть тоже иногда приписывалась нападению полонга.
Пелесит обычно сопровождал полонга в его путешествии и прибывал даже раньше его. Если полонга направляли для нападения на кого-то, то прежде в тело жертвы пытался войти пелесит для того, чтобы подготовить путь полонгу.
Уолтер Вильям Скит сообщал о довольно-таки ужасном методе создания пелесита. Потенциальный собственник нелесита выкапывал недавно умершего ребенка и относил его на муравейник. Через некоторое время ребенок должен был заплакать, и в этот момент владелец откусывал его язык. Затем язык погружался в специально приготовленное кокосовое масло и хоронился на три ночи. На третью ночь язык превращался в пелесита.
Многим народностям, населяющим Малайзию, были знакомы чевонги. У каждого народа была собственная мифология, в которой имело место множество духов, которых собирательно называли басы. Существовали различные виды басов, некоторые из которых при различных обстоятельствах нападали на людей. Обычной нищей басов была руваи, приблизительный перевод — душа или жизнь, или жизненная способность. Их излюбленной жертвой была дикая свинья, и бас устанавливал невидимые ловушки, чтобы захватить руваи свиньи. Иногда в ловушку попадала человеческая руваи, и бас съедал человеческую душу, или дух. Бас также мог повстречать человеческую руваи ночью, когда она путешествовала во время сна человека. Обычно басы не нападали на человека и не приближались к местам проживания человека. Они знали, чти огонь — это знак человеческого присутствия, и в лесу человек, которому повстречался бас, мог развести костер, и бас уходил.
Свидетельства о нападении баса па человека очень редки. Они нападали налюдей разными способами, хотя большинство из них искали только руваи. Например, энг банка дух умершей собаки, который проживал в болотистой местности, воровал руваи. Если руваи не было возвращено, то через несколько дней жертва умирала. Если кто-то внезапно заболевал и умирал через несколько дней, то он считался жертвой энг банка. Совершенно иным был манеден, который жил на диком растении пандана. Он нападал на людей, которые срезали это растение, кусал их и пил их кровь. Он прикреплялся к локтям мужчин или же к соскам женщин. Чтобы прекратить нападение, надо было что-то дать ему взамен, что-то вроде масляного ореха с орехового дерева ходж. Таким образом, нападение янг банка было разновидностью физического вампиризма, как, впрочем, и манедена.
Современные малазийские вампиры. Киноиндустрия (всегда под строгим британским контролем) начала развиваться нс ранее, чем завершилась Вторая мировая война. «Шоу Бразерс» — фирма, находящаяся в Гонконге, учредила в 1947 году «Мэлсй Фили Продакшнз». Вскоре к ней добавилась «Катей-Кериз Продакшнз». В конкурентной гонке с западными фильмами, господствовавшими на рынке, малазийские компании для своих фильмов избирали, в основном, малазийские темы и Малайзию как место действия. Таким образом, в мир кино вошли малазийские вампиры. Одним из таких фильмов был «Понтианак» 1956 года. В этом фильме Мария Менадо играла молодую горбатую женщину, которая превращается в красавицу при помощи магии. После того, как ее мужа укусила змея, а она, пытаясь предотвратить его отравление, сосала кровь, она превращается в вампира-понтианака.
В малазийских фильмах о вампирах вампир всегда изображается в виде молодой прекрасной женщины. И довольно часто называется понтианаком. Истории, передаваемые а фильмах, зритель воспринимает как вполне достоверные, так как они подтверждаются многочисленными сообщениями от малазийцев, уверяющих, что знают вампира, который живет более или менее нормальной жизнью как жена и мать. В конце 50-х и в 60-е годы «Катей-Кериз» создает серию из 6 фильмов о понтианаке. Очень мало малазийских фильмов о вампирах получили доступ в западный кинопрокат, но теперь некоторые из них доступны на видео.

ПОЛЬША

Польский вампир — разновидность славянского вампира, с которым он разделяет большинство основных характеристик. Польша как национальная группа возникла из союза 20 западных славянских племен, включая полопиан (от названия которых произошло имя страны), вистуланов, силезийцев, восточных померанцев и мозовцев. Изначально эти племена селились в долинах рек Одер и Висла. Значительный толчок к польскому самоопределению был дан в Х веке с основанием династии Пьястов. Веками Польша была зажата в тисках экспансионистских планов немцев и русских. Польша достигла своего самого значительного развития в XVII веке. После поражения на полях сражении она почти перестала существовать.
Христианство вошло в Польшу в конце IX века. Римская католическая церковь доминировала с самого начала. Еще в 969 году нашей эры в Краков был назначен епископ. Из-за приверженности людей римскому католицизму многие верования относительно смерти и погребения, преобладавшие в мифологии южных славян, не сохранились в польском фольклоре.
Наиболее важно то, что в отличие от восточного православия, римский католицизм не имел догмы, утверждавшей, что тела тех, кто умер вне церковных обрядов, не подвержены распаду. Некоторые факты позволяют утверждать, что верования в ведьму/вампира-стрикса имеют римское происхождение и проникли в Польшу в годы введения христианства в стране.
Польский вампир. Большая часть нашего знания о польском вампире почерпнута из работы Яна Перковски, основанной на изучении верований кашубов (народность на севере Польши), где вера в вампира сохранилась и по сегодняшний день. Исследования Перковски отразили некоторые современные тенденции. Обычными словами для обозначения вампира в Польше являются упиор, или упиер (мужчина) и упирцика (женщина) — варианты коренного славянского слона «опыри» и альтернативных — "опырь" или "вупи". (Упиор/упирцика были заимствованы из украинского языка, вероятно, в XV веке). Второе слово вьесчи (или вьещчи). Иногда употреблялся термин нетоп. Будущие вампиры были приговорены к своей судьбе с рождения. Дети, родившиеся с большим сальником (мембранным чепчиком) на голове, должны были стать вьесчи, а те, кто рождался с двумя зубами, становились упирем/упирцикой (или вупи). Будущая вампирическая карьера вьесчи могла быть изменена, если мембранный чепчик снимали, высушивали и перетирали в пыль (или сжигали) и кормили им (или его пеплом) ребенка, когда ему было семь лет. Псрковски отмечал, что современные кашубы склонны не отделять эти два типа вампиров.
Те, кто был приговорен стать вампиром, вели, тем не менее, нормальную жизнь, но отличались гиперактивностью и красным лицом. Среди кашубов ходила поговорка — «красный, как вампир». Перед смертью будущий вампир отказывался от последних обрядов и священника. За телом человека, подозреваемого в том, что он станет вампиром, должны были тщательно наблюдать, так как верили, что они никогда по-настоящему не умирают. Следовательно, тело остывало очень медленно, сохраняло свой цвет и не отвердевало. Часто на лице и/или вокруг ногтей появлялись пятна крови. После полуночи, согласно верованиям, он просыпался и начинал есть собственную одежду и плоть. Затем навещал родственников и пил их кровь. После посещения родственников он, шел в местную церковь и звонил в церковный колокол. Те, кто слышал звон колокола, должны были стать следующими жертвами вампира.
Чтобы не дать подняться будущему вампиру, существовал ряд предосторожностей. Во-первых, над его ртом должен был быть сотворен знак креста. В рот клали распятие или монету. Под подбородок могли положить брусок, чтобы вампир не мог дотянуться до погребального одеяния. На пути вампира располагали несколько препятствий. Например, в гроб могли класть сеть, веря, что вампир, прежде чем выйти, будет развязывать все узелки. Также могли положить мешочек с песком или семенами мака в надежде, что вампир будет считать все крупицы песка или семена, прежде чем выйдет из могилы. Дополнительной предосторожностью было разбрасывание песка и семян но пути от могилы к дому семьи.
Коли, несмотря на асе предосторожности, вампиру удавалось подняться и напасть на членов сообщества, его могилу должны были вскрыть и упокоить тело. В голову мог быть вбит гвоздь. Однако более обычной практикой было обезглавливание трупа, после чего голова помещалась между стопами. В тот момент, когда голова была отрублена, кровь, вытекшую из раны, давали тому, кто заболел в результате нападения вампира. Кровь приносила им выздоровление.
В конце 1870 года в городе Нойштатт-на-Релс (сегодня известен как Вейхерово), в Померании (северо-западная Польша), зажиточный горожанин Франц фон Поблоски умер от туберкулеза. Спустя две недели умер его сын Антон. Другие родственники тоже заболели и жаловались на ночные кошмары. Оставшиеся в живых члены семьи решили, что за этим стоит вампир, и призвали местного знатока вампиров Йоханна Дзигильски. Невзирая на возражения местного священника, тело фон Поблоски было выкопано и обезглавлено в обычной манере. Священник пожаловался властям, и Дзигильски был арестован. Он предстал перед судом и был приговорен к 4 месяцам тюремного заключения. Освобожден он был только тогда, когда семья подала апелляцию против решения суда и разыскала судью.
Польские народные сказки. Кроме сообщений о настоящих вампирах внутри общины у поляков есть целый набор сказок о вампирах, которые рассказывались для укрепления морали в общине. Одна, записанная Марион Мор Коулмэ.н, называлась «Принцесса-вампир». Она рассказывала о Якобе, бедном человеке, и о короле, чья дочь стала вампиром. Для того, чтобы заработать денег и как-то прокормить своих дочерей, Якоб согласился помочь короли). Один старик научил Якоба, что делать, и Якоб сделал вес, как он сказал. На заключительном этапе Якоб входит в склеп принцессы в ее отсутствие, пишет имя Святой Троицы внутри гроба и окропляет его святой водой. В результате таких действии принцесса упокоилась, а Якоб был щедро награжден благодарным монархом. Мораль этой сказки заключалась в утверждении мудрости старших, действенности церковных средств почитания и наград, которые приходят к людям за добродетельные поступки. Ян Л. Перковски заметил, что вера в вампиров, по крайней мере в их непосредственное присутствие, среди канадских кашубов, которых он изучал, ослабла. Среди важных культурных факторов, ведущих к утрате веры, была деперсонализация самого процесса рождения и смерти в больницах и погребальных конторах. Подготовка тела в погребальных конторах разорвала интимную динамику между покойным и обществом и затруднила выявление потенциального вампира. В дополнение к этому кашубы были активно вовлечены в жизнь более крупного культурного сообщества.

ПРИБАЛТИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА

Прибалтийские государства - Эстония, Латвия и Литва - это три маленькие страны, которые расположены на побережье Балтийского моря. У них единая религия — римско-католическая церковь — и длинная история противостояния вторжениям со стороны соседей — Польши с юга и России с востока. Этнически они не едины, хотя и не принадлежат к славянам. Эстонцы очень родственны финнам. Латыши произошли от латтов — древнего балтийского племени. Литовцы произошли от древних балтов, племени, которое пришло на берега Немана с Запада. Литовский — один из самых древнейших балтийских языков.
Как Эстония, так и Латвия, были приведены в лоно римско-католической церкви в XIII веке немецкими рыцарями. В XIV веке Литва выросла в большое королевство, которое включало Белоруссию, часть Украины и России. Однако в течение последующих веков она потеряла свое могущество. Все прибалтийские государства были независимыми в период между Первой и Второй мировыми войнами. Они были аннексированы Россией во время Второй мировой войны и оставались частью СССР до распада Советского Союза в начале 90-х годов. Исторически прибалтийские государства не имели существенных традиций, связанных с вампирами, хотя они и разделяли веру в то, что умершие могут возвращаться, со своими польскими и русскими соседями.
Вампиры XX века. Один случай вампиризма в Литве был включен Монтегю Саммерсом в книгу «Вампир н Европе* и после этого часто попадал на страницы разных издании в XX веке. Это дело имели отношение к событиям, произошедшим в жипи капитана Покровски. В деревне, неподалеку от своего фамильного имения, капитан Покровски узнал о человеке, который недавно женился во второй раз и становился все более вялым и бледным. Он сообщил, что односельчане этого человека считают, что его атакует вампир. Покровски направил к нему врача, чтобы тот провел обследование. Доктор обнаружил потерю крови и маленькую точечную ранку на шее. Больше не было ни одной раны, способной привести к потере крови. Никакие средства не могли предотвратить увеличение этой ранки, и в конце концов этот человек умер. После его смерти жена из соображений безопасности покинула деревню, чтобы не подвергнуться расправе со стороны односельчан, так как ее считали вампиром, который убил своего мужа.